
Похоже, глава Федерации профсоюзов Украины Василий Хара попал в весьма неприятную ситуацию, объявив настоящую войну Генеральной прокуратуре Украины, и после своих нападок получив ответный удар. Создается впечатление, что профсоюзный деятель воспринял ГПУ как совершенно беззубую структуру, которая даже не способна воспользоваться имеющейся у нее официальной информацией.
По крайней мере, именно такое мнение возникало после нашумевшего интервью Василия Хары под громким названием «Ложь и провокации – основные методы работы Генпрокуратуры», размещенном на официальном веб-портале ФПУ.
В нем Хара столь яростно обвинял Генпрокуратуру, осмелившуюся контролировать хозяйственную деятельность профсоюзов (в частности, торговлю недвижимости), в произволе и правовом беспределе, что у постороннего наблюдателя поневоле возникало убеждение: похоже, правоохранители не правы. И действительно: кто, не ощущая полной своей правоты, посмел бы так жестко критиковать прокуроров?
Одним из моментов, весьма возбудивших Василия Хару, стало обнародование данных о количестве уголовных дел, возбужденных против ФПУ. Так, в начале сентября пресс-секретарь Государственной налоговой администрации сообщил о возбуждении уголовных дел Генпрокуратурой, позже генпрокурор Виктор Пшонка подтвердил: «Конкретные уголовные дела, где предъявлены обвинения, и 17 уголовных дел уже ушло в суд... Конкретно в этих уголовных делах руководства профсоюзов нет, но фактовые дела, по которым необходимо допрашивать руководство Федерации профсоюзов Украины, такие обстоятельства есть», — сказал В.Пшонка, заявив также, что общее количество возбужденных против ФПУ уголовных дел - 35. Он также уточнил, что речь идет о попытках незаконной распродажи профсоюзной недвижимости.
Федерация профсоюзов Украины отреагировала моментально. Через считанные часы после заявления генпрокурора пресс-служба ФПУ заявила, что руководство профсоюзов подало в суд иск об опровержении «недостоверных данных», приведенных генпрокурором Виктором Пшонкой. В частности, Федерация требует опровержения заявления «относительно попыток незаконного отчуждения имущества ФПУ», сделанного В.Пшонкой
В то же время сам Василий Хара в своем вышеупомянутом интервью делает интереснейшее заявление (цитата): «Насколько мне известно, Генеральная прокуратура возбудила два уголовных дела...». Здесь ключевая фраза - «насколько мне известно». Ведь если Генпрокуратура не ставит в известность ФПУ о возбуждаемых против профсоюзов уголовных делах, то это одно. Это серьезнейшее правовое нарушение со стороны ГПУ, против которого можно и нужно протестовать. Но Хара не уточняет, что его не ставят в известность относительно возбуждаемых дел. Он протестует против того, что ГПУ вообще лезет в дела профсоюзов, пытаясь разобраться в законности проводимых ими операций с недвижимостью.
Возникает вопрос: почему Хара «знает» только о двух головных делах? Ответ дает он сам в том же интервью: «Первое, на их взгляд, касается принятия решения Президиума ФПУ относительно туристической гостиницы «Новая Каховка». Далее следует рассказ о ситуации и следует вывод: «Не то что студенту, даже школьнику понятно, что на основании этого не может быть возбуждено уголовное дело». И продолжает: «Второе уголовное дело – злоупотребление во время проведения празднования 1 мая 2009 года... Считают, что деньги, которые были выделены на празднование, мы украли, а праздника не было. Это просто абсурд».
Таким образом, становится понятным: Хара упоминает про 2 уголовных дела из 35 по той простой причине, что здесь он может приводить какие-то контраргументы. А по остальным 33 уголовным делам – наверное, не получается?
Зато Генпрокуратура весьма впечатляюще освежила память главе ФПУ. В частности, в интервью СМИ заместитель генерального прокурора Михаил Гаврилюк уточнил, что вместе с возбуждением 35 уголовных дел органы прокуратуры также подали 147 исков о возврате 45 объектов и земельных участков площадью свыше 34 га, которые находились в пользовании ФПУ, и были незаконно выведены из государственной собственности.
Кроме того, по словам замгенпрокурора, было предотвращено отчуждение 25 объектов общей стоимостью более 1,5 млрд грн, которое проводилось под видом заключения инвестиционных договоров. По словам Михаила Гаврилюка, 300 объектов государственной собственности общей стоимостью до 10 млрд грн., которые находятся в пользовании Федерации профсоюзов Украины, являются государственной собственностью, и ФПУ не имеет права их приватизировать.
«Только в мае текущего года президиум ФПУ принял решения об отчуждении более чем 40 объектов.... Фактически Генпрокуратура вынуждена защищать права 5 млн членов профсоюзов от посягательств 77 их вождей, составляющих президиум ФПУ. Во всех указанных выше делах выявлена заинтересованность или участие первых лиц Федерации. И это лишь вершина айсберга. Генпрокуратура обязательно проверит порядок ценообразования при продаже профсоюзных путевок через посреднические структуры. Думаю, руководителям ФПУ понятно, о чем идет речь», — сказал замгенпрокурора.
При этом, по его словам, вопрос о привлечении руководителей ФПУ пока не подымался, однако во всех выявленных с мая Генпрокуратурой нарушениях при отчуждении имущества Федерации выявлена заинтересованность или участие первых лиц ФПУ.
Согласимся, после такой конкретики доверие к предыдущим заявлениям Василия Хары, пытавшегося изобразить оскорбленную невинность, но демонстрирующего слабую память, сильно падает.
В отличие от Хары, в ГПУ четко знают и помнят, сколько именно уголовных дел и за что именно были возбуждены против дельцов от ФПУ. Остается надеяться, что начатое дело будет доведено до конца, и незаконно отчужденное народное имущество возвратят державе.